Цифровизация, глобализация и рост конкуренции: перспективы развития СМИ обсудили на III Сибирском медиафоруме

В рамках пленарного заседания «Медиа 2021: Что дальше?» III Сибирского медиафорума эксперты обсудили будущее журналистики: каких сложностей стоит опасаться и каких стратегий придерживаться современному медиасообществу, чтобы отвечать на вызовы новой эпохи.

Заместитель шеф-редактора издательского дома «Коммерсантъ», директор по информационно-цифровым платформам АО «Коммерсантъ» Кирилл Урбан предположил, что будущее медиа можно рассматривать в трёх направлениях: технологическая часть, коммерческая и профессиональная. «Конкуренция у журналистов будет не только с блогерами, я бы не проводил это деление; конкурировать за время общения с читателем вам придется практически со всем миром. При этом, как мне кажется, очень возрастет ценность именно эксклюзивной журналистики. Речь идет не только об эксклюзивных источниках, но и мнении журналиста, подаче, и это будет большой шанс для вас проявить себя», — сказал Кирилл Урбан.

По словам руководителя спецпроекта «Первые лица» информационного агентства ТАСС Андрея Ванденко, жанр интервью сейчас переживает переломный момент. Несколько лет назад на Youtube жанр видоизменился: появились  известные блогеры, которые развивают его для массовой аудитории. Главные преимущества формата — свобода в выборе темы и спикеров. При этом очевидный минус — это зависимость от аудитории. «Занята ли ниша интервью в сети? На мой взгляд — нет. Потому что профессионалы есть, но их не так много. Поэтому мне кажется, что региональным СМИ можно и нужно пытаться создавать свои каналы, в том числе специально для интервью. Вопрос только в том, о чем, с кем и как ты говоришь», — выразил свою точку зрения Андрей Ванденко.

Известный фоторепортер Сергей Киврин считает, что сейчас первостепенная задача — воспитывать нового потребителя, читателя: думающего, созидающего. «Меня в меньшей степени волнует будущее медиа и фотографии, и большей степени — будущее человечества. Медиа будут такими, какие будут потребители», — подчеркнул он.

Генеральный директор Группы Компаний «Выбери Радио» Вадим Терещук отметил, что голос и звук — это новый тренд. У звука есть большое преимущество перед другими видами контента — он не требует визуального вовлечения слушателя. По его словам, на сегодняшний день в России действует более 3,2 тысячи действующих лицензий на радиовещание. Радио остается одним из самых охватных медиа — 62% населения ежедневно слушают радиостанции. Радио сталкивается с рядом вызовов: оно проигрывает интернету как способ распространения информации, с точки зрения контента ему составляют конкуренцию, с одной стороны, музыкальные сервисы, с другой — стриминговые, в том числе подкасты, социальная сеть Clubhouse и т.д. Третий вызов, с которым сталкивается радио — отсутствие глобального интерактива.

«Чем же радио отвечает на все эти вызовы? Главное, это бренды. Популярные радиостанции могут уйти из FM в онлайн и сохранить аудиторию. Вторая сильная сторона — это охват, он будет сохраняться еще длительное время. И охват за собой тянет монетизацию. Самое важное для медиа в дальнейшем — быть на первом крае доступности. Тот, кто максимально доступен, тот и побеждает. И преимущество радио — это его доступность», — рассказал Вадим Терещук.

По мнению видеоблогера Валентина Петухова, Youtube сейчас также активно меняется, при этом платформа во многом остается монополистом в своей сфере. «Возникает вопрос: а есть ли смысл идти на Youtube, или там уже все поделили, и места нет? Это абсолютно не так. Платформа постоянно обновляется, и звезды, которые были популярны несколько лет назад, сегодня могут прекратить деятельность на этой площадке. И есть великая нехватка контента в разных сферах. Поэтому, если есть желание делать что-то новое и интересное на Youtube, это может иметь успех. Но не стоит воспринимать Youtube как площадку, на которую можно заходить неподготовленным», — подытожил он.

Рынок цифрового контента в России в 2020 году по сравнению с 2019 годом вырос на 44% и составил 123 млрд рублей. За этот же период сектор легального российского онлайн-видеоконтента увеличился на 66% — до 27,8 млрд рублей. При этом, несмотря на стремительную цифровизацию, практически не меняется среднее время просмотра телевидения. В 2020 году телевизор смотрели 136 000 000 человек в России. Такие данные привёл заместитель генерального директора по работе с регионами компании «Национальный Рекламный Альянс» Виктор Иссерс: «Телевидение дает возможность коммуницировать с жителями даже самых отдаленных населенных пунктов России. Оно выступает акселератором местного бизнеса: дает максимальный охват, вызывает доверие аудитории, оказывает на нее эмоциональное влияние и гарантирует brand safety».

 

Руководитель коммуникационного агентства Sibmedia Agency, представитель Ассоциации Коммуникационных Агентств России в Красноярске Василий Дамов представил результаты экспертного исследования на тему «Рекламный рынок и медиа СФО в пандемию и после». Согласно данным исследования, СМИ Сибири по-разному проходят период пандемии: доходы упали у всех, но почти половина изданий не считает это «кризисом». Многие СМИ уверены, что рынок вернется к допандемийным показателям в перспективе нескольких лет. «Однако большое опасение вызывает тот факт, что для многих СМИ открытый рекламный рынок уже сейчас стал менее важен для стабильной работы, чем госконтракты», — прокомментировал Василий Дамов. По результатам опроса, СМИ готовы развивать дополнительные инструменты — такие как организация мероприятий и продавать возможности аккаунтов в соцсетях, но никто не готов отказываться от классических версий СМИ (бумажные газеты, эфиры на ТВ и т.д.).

Управляющий директор РБК Илья Доронов рассказал о новых направлениях, которые развивает медиахолдинг: «Мы тестируем виртуальных ведущих, но пока технология не дошла до того, чтобы запускать их в эфир. В настоящее время это только новостные ведущие. Специалист пишет текст, и виртуальные ведущие озвучивают его. Я уверен, что эта технология будет внедрена. И вместо нескольких новостных ведущих у нас может появиться один робот с разными масками».

В ходе дискуссии эксперты пришли к согласию в том, что мир СМИ меняется кардинально, и в новой глобальной медиареальности серьезную роль играют развитие технологий, рост конкуренции за внимание потребителя: причем не только между самими СМИ, но и блогосферой, различными онлайн-платформами и сервисами. И главное условие, при котором журналистика может сохранить свою аудиторию – это создание эксклюзивного, качественного и достоверного контента.

Модераторами пленарного заседания выступили начальник Управления информационной политики Национального исследовательского Томского государственного университета Юлия Эмер и шеф-редактор службы радиовещания ГТРК «Новосибирск» Петр Уваров.

Форум проводится при поддержке полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе.

Организаторы медиафорума:

Национальный исследовательский Томский государственный университет, Сибирский окружной информационный центр

Поддержку в проведении Сибирского медиафорума оказывают:

Партнеры – ПАО «Горно-металлургическая компания «Норильский никель», Сибирский банк ПАО Сбербанк, ГК «ЁЛКА девелопмент», ПАО «Магнит», МВК «Новосибирск Экспоцентр», брендинговое агентство A.STUDIO.

Информационные партнеры – ИА «ТАСС», «Российская газета», бизнес-журнал «Status», ГТРК «Новосибирск», ИА «Интерфакс», Группа Компаний «Выбери Радио», «ЧС-ИНФО», ИД «Советская Сибирь», ООО «Национальный Рекламный Альянс» г. Новосибирск, Информационно-аналитический портал Infopro 54, Digital агентство «Cast.net».



На главную
back to top