Конец второго десятилетия XXI века – время неочевидного выбора для медиашкол. Готовить ли журналистов по-прежнему, или рассматривать журналистику как одну из многочисленных ветвей медиадеятельности, смешивая образование рекламщиков, репортеров, продюсеров, режиссеров, и маркетологов? Эти и другие вопросы подготовки журналистских кадров обсудили в рамках сессии «Кадры для СМИ или Новое медиа-предпринимательство? Новые компетенции журналиста в эпоху цифровых медиа».
По мнению представителя Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) в Красноярске Василия Дамова, в современном мире для медиа важно умение выстраивать коммуникации – журналисты должны поддерживать двустороннее общение со своей аудиторией. Для этого, специалисту медиасферы необходимо регулярно расширять свой кругозор и получать новые навыки. Кроме того, успешный медиаменеджер постоянно включен в информационный поток.
В числе трёх главных компетенций выпускников журналистского факультета заместитель главного редактора КГУП газета «Алтайская правда» Андрей Никитин назвал умение искать информацию, проводить её анализ и интерпретировать полученные результаты. Журналистика – это ремесло, которому обучаются на практике, считает он.
Директор по связям с общественностью АО «Холдинговая Компания» «Сибирский цемент» Дарья Мартынкина акцентировала внимание на умении журналиста выбрать тему. Многие идут по простому пути, выбирая сенсацию, построенную на негативе или критике кого-либо. Но позитивная информации не менее интересна и вызывает сильный отклик у аудитории, считает она. В этой связи крайне важна неравнодушная позиция журналиста, приверженность традиционным ценностям профессии.
По словам руководителя русскоязычного вещания радио Sputnik Алексея Орлова, первостепенным условием для успеха журналиста, является грамотность. Также он согласился с важностью широкого кругозора и постоянного процесса самообразования. Кроме того, для успешной работы в СМИ необходимо развивать критическое мышление. «Мы умеем рассказывать, что, где и когда произошло. Но почему это произошло, задумываются не все», — сказал он.
Проректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России Дмитрий Буташин считает, что молодые люди, которые хотят стать журналистами, должны учиться высочайшему уровню социальной и этической ответственности за то, что они пишут. Подготовка кадров для медиа должна с одной стороны опираться на классические каноны, с другой – учитывать самые современные тенденции, которые будут формировать медийную среду через несколько лет, убеждён он.
Директор филиала ФГУП ВГТРК ГТРК «Алтай» Олег Говорщенко также поддержал позицию об обязательном получении молодыми журналистами базовых знаний по широкому кругу вопросов и умении заниматься самообразованием, а также необходимости наработки практических умений вне стен вузов.
По словам главного редактора сайта ЧС-ИНФО, старшего преподавателя курса «Журналистика» Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики Марины Вдовик, современному журналисту необходимо быть «многостаночником»: уметь работать в социальных сетях, фотографировать, снимать и монтировать видео. «Рынок труда диктует свои условия. Нужно уметь делать всё самому и делать это максимально быстро», — добавила она.
Также в дискуссии приняли участие представители молодого поколения журналистского сообщества – студенты Кемеровского, Новосибирского и Томского государственных университетов. Будущие журналисты сформулировали свой запрос на компетенции: это медиагрмотность, умение противостоять фейковым новостям, глубокие знания в сфере визуализации информации, управления социальными сетями и другое.
По общему мнению участников дискуссии, наступление эпохи цифровых медиа требует и перестройки компетенций журналистов. Важным для специалистов этой сферы становится осознание новой степени ответственности за взаимодействие с аудиторией: трансляция этических и языковых норм, поддержка гражданской активности.
Организаторы Сибирского медиафорума:
Национальный исследовательский Томский государственный университет, Сибирский окружной информационный центр
Поддержку в проведении Сибирского медиафорума оказывают:
Партнеры – АО ХК «Сибирский Деловой Союз», ООО «Сибирская генерирующая компания», АО «СУЭК-Кузбасс», брендинговое агентство A.STUDIO, МВК «Новосибирск Экспоцентр»
Информационные партнеры – «Российская газета», бизнес-журнал «Status», газета «Честное слово», ГТРК «Новосибирск», ИА «Интерфакс», ИА «ТАСС», ИД «Советская Сибирь», радио «Business FM», региональный деловой журнал «Эксперт Сибирь», журнал «Неизвестная Сибирь»
На главную